Понедельник, 19.08.2019, 06:40
Приветствую Вас абитуриент | RSS
Вход на сайт
Поиск
Тэги
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Центр Генеалогических Исследований

Абашево

АБАШЕВО, Апаш - село в Чебоксар. р-не, центр Абашев. сел. поселения. Историч. название - с. Никольское. Расстояние до Чебоксар 20 км, до райцентра 8 км, до ж.-д. станции 20 км, проходит автомагистраль М-7. Расположено на левобережье р. Рыкша. Жители - чуваши, до 1724 ясачные, до 1866 государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством, домашним ремеслом, добычей торфа, извозом, отхожими промыслами. В 1846-1930 действовал храм Божией Матери Казанской, Св. Николая Чудотворца. В 1872 открыта земская одноклас. школа, 1884 - церковноприходская школа. В нач. 20 в. функционировала водяная мельница. В 1930 образован колхоз «Урожай». В 18 в. в составе Кувшин. волости, Тогашев. волости Чебоксар. у. - в 1862-1927, Чебоксар. р-на - с 1927.
А. известно памятником археологии всемир. значения (см. Абашевская культурно-историческая общность) и крупнейшим дореволюцион. выступлением крестьян (см. Абашевское восстание 1906). Число дворов и жителей: в 1742-46 - 140 дворов, 700 чел.; 1795 - 142 двора, 439 муж., 431 жен.; 1858 - 157 муж., 140 жен.; 1897 - 225 муж., 212 жен.; 1926 - 191 двор, 229 муж., 289 жен.; 1939 - 269 муж., 304 жен.; 1979 - 226 муж., 283 жен.; 2002 - 203 двора, 769 чел.: 374 муж., 395 жен.; 2010 - 230 част. домохозяйств, 838 чел.: 417 муж., 421 жен. Проживают чуваши, русские, мордва. Функционирует СХПК «Колхоз им. В.И. Ленина» (2010). Имеются школа, дет. сад, библиотека, фельдшер. пункт, сел. Дом культуры, спортплощадка, 3 магазина, музей.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Авторы: В.И. Алиней, З.А. Трифонова.

АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ представлена группой археологических памятников в лесостепных и лесных пространствах Восточной Европы, относящихся к эпохе средней бронзы. Исследование абашев. древностей насчитывает более 130 лет. Культура открыта, выделена и описана в 1920-х гг., названа по могильнику у с. Абашево (Чебоксар. р-н), где В.Ф. Смолин в 1925 раскопал 3 кургана (см. Абашевский курганный могильник). Существует три основных региона концентрации абашев. памятников: Сред. Поволжье (междуречье Суры и Свияги и левобережье Сред. Поволжья, бассейн Малой Кокшаги), Южный Урал и Подонье. Соответственно исследователи выделяют в рамках А.к.-и.о. отдельные культуры: средневолжскую, уральскую (баланбашскую) и донскую (доно-волжскую). Действительная территория культуры значительно шире, о чём свидетельствуют случайные находки и клады, отдельные памятники.
Нек-рые археологи с нач. 1990-х гг. исключают памятники Подонья из круга абашевских. Неоднозначно решаются вопросы происхождения, хронологии, этноса, соотношений отдельных регионов, судеб А.к.-и.о. Есть гипотезы о формировании абашевцев в Сред. Поволжье и к западу от Сред. Волги. Их этногенез связывается с ямной культурно-историч. общностью, со среднеднепровской культурой. Есть точка зрения, что абашевцы и среднеднепровцы имеют в своём формировании общую подоснову. Часть исследователей говорит об автохтонности абашев. населения Сред. Поволжья, связывая этногенез абашевцев с фатьяновско-баланов. миром, волосовско-турбин. или сейминско-турбин. древностями и т.д. Большинство современ. исследователей считает, что абашев. население формировалось за пределами Сред. Поволжья. Носители А.к.-и.о. принадлежали к европеоидной расе.
Нек-рые лингвисты относят А.к.-и.о. к протогермано-балто-славянской общности, другие - к протоиндоиранцам. Нижний хронологич. горизонт ранних памятников А.к.-и.о. - последние века 3 тыс. до н.э., верхний рубеж устанавливается 17 - нач. 16 вв. до н. э. Наиболее вероятная датировка абашев. древностей - 1-я пол. 2 тыс. до н.э. Дискуссионна и хронологич. позиция средневолж. абашев. культуры в системе А.к.-и.о., одни считают её наиболее ранней, другие - позднейшей, производной от южноуральской.
В лесостеп. зоне Дона, Волги и Южного Урала происходило постепенное возобладание срубных и алакульских традиций над абашевскими, завершившееся поглощением массивов абашев. населения и включением их в срубную и алакульскую культурно-историч. общности. В самых север. пределах лесостепи и смежных лесных р-нах (средневолж. культура) абашевцы, возможно, покинули территорию края, могли быть уничтожены, растворены в инород. окружении. Часть абашевцев, вероятно, была включена в движение сейминско-турбин. племён. Многие учёные отрицают какую-л. роль средневолж. абашевцев в культурогенетич. процессах эпохи поздней бронзы и тем более раннего железного века Волго-Уралья.
Население А.к.-и.о. занималось преимущественно скотоводством (в нек-рых местах - пастушеством), охотой и рыболовством. Земледелие имело подчинённый характер. В составе стада преобладали крупный рогатый скот, лошади, свиньи при значительной роли мелкого рогатого скота. Скот использовался также в транспорт. и воен. целях. Существует мнение, что именно в среде А.к.-и.о. появились едва ли не древнейшие в евразийской степи и лесостепи колесницы. Этим, а также высокой организацией, наличием воин. сословия, передовым вооружением и средствами ведения боя объясняется успешное продвижение абашев. племён. Орудия труда изготовлялись из камня, меди, дерева, костей домашних и диких животных.
Абашев. мастера выработали свою форму орудий труда, предметов вооружения, украшений. Медные орудия абашев. форм на территории А.к.-и.о. и за её пределами часто встречаются в виде кладов. Развитое металлургич. производство существовало на базе уральских и других месторождений меди с использованием медистых песчаников Приуралья и Поволжья (топоры, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, украшения и др.). Преобладающую роль в производстве металла играла чистая медь (до 90% изделий). В ареале А.к.-и.о. существовало, по-видимому, несколько очагов металлопроизводства.
Абашевцы селились обычно на возвышенных местах по берегам рек. Жилые и производствен. деревянные сооружения наземного и полуземляночного типов были прямоугол. формы. Места их долговремен. неукреплён. поселений известны и исследованы в Приуралье и Подонье.
Одним из основных признаков, объединяющих абашев. культуры Сред. Поволжья, Южного Урала и Подонья в А.к.-и.о., является курганный обряд погребения. Могильники расположены, как правило, на надпойменных террасах или водоразделах небольших рек. В Сред. Поволжье абашев. могильники насчитывают от 1 до 60 курганов. Захоронения совершались в курганных могильниках с небольшими округлыми или овальными уплощёнными насыпями в прямоугол. или овальных ямах средних размеров и глубины; у дна часто встречаются ступеньки. Под большинством насыпей находилось от одного до трёх могильных ям, но есть и курганы (№9 в Абашев. курган. могильнике), где число погребений достигает 15. Могильные ямы нередко оформлялись деревом, а также камнем. Найдены органич. подстилки (береста и др.), охра. Отмечены насыпи с деревянными, каменными оградками и др. внемогильными конструкциями, кольцевыми канавками. Часто фиксируются следы тризны, жертвенников или какого-то поминального ритуала (находки фрагментов керамики, кремня, костей животных, следы кострищ). В погребальном обряде характерен «культ огня». Преимущественное положение погребённых - вытянутое на спине с подогнутыми (возможно, приподнятыми) ногами и уложенными на грудь руками. Отмечены единичные случаи погребения на поверхности без ямы с насыпанием кургана, кремации и частич. захоронений. Встречаются могилы без костяков - кенотафы. Основная ориентировка погребённых - головой на ЮВ, В. Обычны одиночные захоронения, но обнаружены и коллективные. В Сред. Поволжье выделяется одиночный Пепкинский курган (Респ. Марий Эл), где в яме обнаружено 27 костяков мужчин-воинов.
В погребениях встречается инвентарь: глиняные сосуды, медные ножи, шилья, украшения, костяные и кремневые наконечники стрел, каменные изделия, а в нек-рых инвентарь отсутствует. В погребальных комплексах Сред. Поволжья почти отсутствуют предметы вооружения и орудия труда. В то же время в средневолж. жен. захоронениях довольно богато представлены медные и серебряные украшения (мелкие нашивные полукруглые бляшки, проволочные пронизки и др.), нередко образующие богатые наборы, что свидетельствует о нарядной одежде абашев. женщины, особенно её головного убора. Своеобразным знаком абашевцев являлись лепестковидные бляшки - розетки. К кон. 1990-х гг. в Сред. Поволжье раскопано более чем 30 могильников, около 200 курганов, изучено более 300 погребений.
Самобытна абашев. керамика: рыхлая, с раковинными и органическими примесями в глиняном тесте. Она представлена лепными круглодонными и плоскодонными сосудами колоколовидной, баночной, горшковидной форм, украшен. геометрич. нарезным и гребенчатым орнаментом. Отличительным и ярким признаком А.к.-и.о. являются маленькие острорёберные сосуды. Есть такие элементы орнаментации, как горизонтальные прочерченные линии, выполненный зубчатым штампом зигзаг. Характерные узоры - заштрихованные треугольники, «лесенки» с горизонтальной штриховкой, «ёлочки», зигзаги и др.
У носителей А.к.-и.о. была развитая духовная культура (культ огня, культ животных, солярно-астральные представления и др.). Предполагается существование развитых астрономических знаний, в т. ч. наличие календарной системы.
Проблемы А.к.-и.о. вызывают интерес у учёных России и зарубежья. Изучению абашев. древностей посвящены десятки монографий и сотни статей. В 2003 в Чебоксарах проведена Международ. науч. конференция «Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие».
Средневолж. абашев. культура в Чуваш. Респ. изучена по курганным могильникам [Абашевский, Большеянгильдинский, Верхнеолгашинский, Катергинский (Бишевский), Пикшикский, Станьялский (Малосундырский), Таушкасинский, Тохмеевский, Тюрлеминский, Васюковский (Альменевский)], одиночным курганам [Тебикасинский, Тиханкинский, Малособарский (Второтюрарский), Новобуяновский] и др. Имеются случайные находки вислообушных медных топоров абашев. типа. Раскопки курганов А.к.-и.о. в Чувашии проводили В.Ф. Смолин, П.П. Ефименко, О.А. Кривцова-Гракова, М.С. Акимова, П.Д. Степанов, Н.Ф. Калинин, Н.Я. Мерперт, В.Ф. Каховский, Б.В. Каховский и др.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Е.П. Михайлов.
Лит.: Абашевская культура в Среднем Поволжье. М., 1961; Пряхин А.Д., Халиков А.Х. Абашевская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. М., 1987; Горбунов В.С. Абашевская культура Южного Приуралья. Уфа, 1986; Кузьмина О.В. Абашевская культура в лесостепном Волго-Уралье. Самара, 1992; Пряхин А.Д., Беседин В.И., Захарова Е.Ю. и др. Доно-волжская абашевская культура. Воронеж, 2001; Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: Материалы Международной научной конференции. Ч., 2003; Большов С.В. Средневолжская абашевская культура (По материалам могильников). Йошкар-Ола, 2003.

АБАШЕВСКИЙ КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК - группа курганов эпохи бронзы на левом берегу р. Рыкша, на восточной окраине с. Абашево Чебоксар. р-на, эпонимный памятник, давший название абашевской культуре (культурно-историч. общности). Впервые два кургана у с. Абашево отметил в 1860-70-х гг. В.К. Магницкий, затем эти сведения опубликовал С.М. Шпилевский (1877). В 1911-13 дьякон с. Абашево Калюков раскапывал (вероятно, методом «колодца», не снимая насыпь) курганы у села. В 1921 по указанию и данным А.В. Васильева А.к.м. в ходе разведки осмотрел В.Ф. Смолин. Он обнаружил один большой нераспаханный (№ 1 по нумерации В.Ф. Смолина), 10 распаханных (№№ 2 - 11) курганных насыпей разной величины и сохранности, составил план А.к.м. В 1925 произвёл раскопки трёх курганов (№№ 4, 5, 6), изучил 11 погребений и сделал ряд публикаций. В.Ф. Смолин выделил особую культуру А.к.м., получившую затем название абашевской. Он подробно рассматривал обряд погребения и инвентарь, выделяя характерные для открытой им культуры черты и делая предварительные выводы. Предположил наличие у плёмен, оставивших А.к.м., скотоводства, земледелия и рыболовства (в кургане № 5 были найдены 2 медных крючка); датировал могильник 2 тыс. до н. э. Отметил, что культура А.к.м. формировалась под влиянием юга, а именно Кавказа. Основ. характеристики абашев. культуры, отмеченные им, остались определяющими для курганов и могильников, исследованных в последующем. Раскопки 1925, публикации В.Ф. Смолина вызвали большой интерес, явились началом исследования, систематизации и интерпретации материалов новой культуры.
В 1945 О.А. Кривцова-Гракова возобновила раскопки А.к.м., исследовав 2 кургана (№№ 3 и 9) с 17 погребениями. Ею были выявлены нек-рые новые черты погребального обряда абашев. культуры. В частности, в кургане № 3 обнаружена могильная яма с подбоем. В одном из курганов (№ 9) с 15 погребениями отмечена группа могил, к-рые определённое время существовали без насыпей, представляли собой грунтовый могильник и лишь затем были засыпаны общей насыпью. По мнению О.А. Кривцовой-Граковой, обнаруженные ею комплексы имеют полное сходство с материалами из раскопок В.Ф. Смолина. Опираясь на отмеченные черты сходства абашев. памятников с фатьяновскими, она впервые поставила вопрос о формировании абашевцев на фатьяновско-баланов. основе и об абсолютной дате абашев. культуры - третья четверть 2 тыс. до н. э. (что ныне пересмотрено в сторону удревнения).
В 1957 Н.Я. Мерперт провёл раскопки нераспаханного кургана (№ 1) А.к.м., к-рые в 1910-х гг. не завершил дьякон Калюков. В центре насыпи был обнаружен скелет принесённого в жертву барана. В могильной яме вскрыто погребение с не характерным для абашевцев вытянутым (а не скорченным) костяком, с кусками бересты под и над ним, а в круглой яме диаметром 0,9 м и глубиной 1,75 м - заполнение из углистых и зольных скоплений (жертвенник).
Т. о., из 11 зафиксированных насыпей А.к.м. были исследованы 6 (В.Ф. Смолин - 3, О.А. Кривцова-Гракова - 2, Н.Я. Мерперт - 1); 5 курганов (№№ 2, 7, 8, 10, 11) остаются неизученными. Еле заметные ещё в 1920-х гг. эти насыпи уже в 1940-50-х гг. обнаружить было почти невозможно. С кон. 1980-х гг. изученные и нераскопанные насыпи оказались в пределах земельных участков жителей с. Абашево и распахиваются. В 2003 на месте бывшего кургана № 1 установлен памятный знак. Исследователи склонны относить памятник к числу поздних средневолжских могильников абашев. культуры.
Помимо А.к.м. у с. Абашево, на правом берегу р. Рыкша, В.К. Магницким, А.В. Васильевым, В.Ф. Смолиным и др. указывались ещё несколько курганов - «Байсубаковских» (здесь находится кладбище д. Байсубаково). Один из них, в 800 м к ЮЗ от А.к.м., исследовал в 1957 Н.Я. Мерперт. Обнаружено два параллельно расположенных погребения с плохо сохранившимися костяками. В одном из них прослежены следы подстилки из бересты. Погребальный инвентарь - круглодон. сосуд с резко отогнутым раструбом, с шамотом в глине, колечко из тонкой медной проволоки с разомкнутыми концами. Н.Я. Мерперт отнёс изученный курган к абашев. культуре. Остающиеся неисследован. курганы у Байсубаковского кладбища (не менее 2) задернованы, один из них имеет следы самовольных раскопок.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Е.П. Михайлов.
Лит.: Смолин В.Ф. Абашевский могильник в Чувашской Республике (Очерк археологических раскопок в 1925 году). Ч., 1928; Кривцова-Гракова О.А. Абашевский могильник (Раскопки 1945 г.) // Краткие сообщения Института истории материальной культуры [КСИИМК]. Вып.17. М.,1947; Михайлов Е.П., Кузьминых С.В. В.Ф. Смолин и Абашево (К истории археологического изучения Чувашии) // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: Материалы международной научной конференции. Ч., 2003.

АБАШЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1906 - одно из крупнейших выступлений крестьян Чувашии в годы Первой русской революции. Происходило 1 - 6 января 1906 в с. Абашево Тогашев. волости Чебоксар. у. Организатор - рабочий-отходник (родом из соседней д. Завражное) Г. Дмитриев. Он и социал-демократы из Чебоксар В.В. Пятницкий, П.Л. Винокуров, А.Р. Заленский и др. призывали крестьян не платить подати, использовать владельческие земли, бесплатно рубить лес, не повиноваться властям и чинам полиции, что послужило толчком к восстанию.
1 января крестьяне отказались платить священнику за требы (под предлогом того, что он получает жалованье) и потребовали от него освободить церковный дом. 2 января у дьякона отобрали библиотеку Общества трезвости. 3 января крестьяне с. Абашево и д. Завражное избили стражника и волостного судью (последнего - за доносы) - первого обезоружили, у второго ограбили лавку. 5 января на митинге, где присутствовало ок. 500 чел., было решено вместе с крестьянами деревень Завражное, Чиршкасы и др. идти на Чебоксары для захвата почты и цейхгауза. Стражника и прибывших с ним крестьян избили, обезоружили, их сани изрубили. Среди восставших выделились организаторы: А. Григорьев, А. Михайлов из с. Абашево, И. Васильев, Е. Дмитриев, Т. Михайлов из д. Завражное. К ночи число восставших возросло. 6 января, когда организаторы восстания были в Чебоксарах, чтобы подготовить выступление рабочих, чебоксар. исправник Н.В. Яснитский с командой из 70 стражников разогнал крестьян. Позже подошли отряды стражников из Козьмодемьянска, Цивильска и Чебоксар - ок. 75 чел. Арестовано 19 крестьян. Впоследствии 10 чел. из организаторов восстания и агитаторы из Чебоксар осуждены Казан. окружным судом.
А. в. оказало влияние на дальнейший рост крестьян. движения в Чувашии.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: С.Н. Кодыбайкин.
Лит.: Гусев Т.Г., Денисов П.В. Крестьянское движение в Чувашии в годы Первой русской революции // Чувашия в Первой русской революции / Уч. зап. ЧНИИ. Вып. XIII. Ч., 1956; Революционное движение в Чувашии в период Первой русской революции 1905-1907 гг. Документы и материалы. Ч., 1956.