Четверг, 15.11.2018, 14:20
Приветствую Вас абитуриент | RSS
Вход на сайт
Поиск
Тэги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр Генеалогических Исследований

Алатырь приходы

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (г. Алатырь, площадь Октябрьской Революции) - каменная церковь, построенная по типу восьмерик на четверике в 1747 на средства верующих как соборный храм. В 1879 на пожертвования купца К.Н. Попова возведён пристрой под размещение печи.
Храм однопрестольный. В плане представляет собой крест с вытянутой запад. частью. К четверику с пятигран. апсидой примыкают трапезная, колокольня и пристрой, с С и Ю - боковые помещения, образующие ветви креста. Централ. - храмовая - часть завершается восьмериком с куполом и главкой на круглом барабане. Восьмерик перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом, остальные помещения перекрыты коробовыми сводами. Неотъемлемой частью композиции является трёхъярус. колокольня, объём к-рой завершён главкой на стройном барабане. Архитектур. декор храма достаточно скромный: окон. проёмы без наличников и заглублены в арочные ниши, фасады завершаются поясками поребриков, стены восьмерика - поясками кронштейнов и поребриков. В архитектуре здания нашли отражение элементы барокко и классич. зодчества.
Церковь закрыта в 1936, в 1993 возвращена Чебоксарской и Чуваш. епархии для использования в качестве приходского храма. Выполнены ремонтно-реставрацион. работы. Памятник истории и культуры регионал. значения.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Н.И. Муратов.

____________________

ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (г. Алатырь, площадь Октябрьской Революции) - каменный пятиглавый храм сооружён на средства прихожан в 1779 на месте деревянного, сожжённого в 1774 войсками Е.И. Пугачёва. Образец кубического храма, возведённого в традициях барокко. Первоначально имела 2 престола: глав. - в честь Казан. иконы Божией Матери; в трапезной - во имя Параскевы Пятницы. В 1887-93 на средства алатыр. купца К.Н. Попова осуществлены значител. работы по реконструкции храма и строительству зданий церков. комплекса. Работы велись по проекту Д.К. Попова, стар. сына купца, закончившего Академию художеств. В этот период возведены третий юж. придел в честь Кирилла Новозерского Чудотворца, колокольня, двухэтаж. дом причта, камен. часовня и др. строения. Территория обнесена металлич. оградой.
Значител. интерес представляет колокольня храма, построенная в псевдорус. стиле. К ней были пристроены двухэтажные жилые помещения. Шатровая, четырёхъярус., отличающаяся богатством декора колокольня завершает централ. улицу города и является важным градообразующим элементом. Храм играл значител. роль в церков. и обществен. жизни Алатыря. При нём было открыто церковноприходское попечительство, действовала церковноприходская школа.
В 1930 закрыта для богослужения. В начале 21 в. храм и строения переданы Чебоксарской и Чувашской епархии.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Н.И. Муратов.

____________________

НИКОЛАЕВСКИЙ СТАРОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ, по одной из версий, переведён в г. Алатырь из г. Курмыш во 2-й пол. 16 в. (до 1573), назывался Казанским, Николаевским (Никольским). В годы Смутного времени полностью разорён, в 1622 отстроен заново по приказу царя Михаила Фёдоровича. По другой версии, основан в 1622, именовался Николаевским, после основания в Алатыре в 1639 Киево-Николаевского новодевичьего монастыря стал называться Старо-Николаевским. В 1671, во время пребывания в Алатыре атамана М. Осипова, сподвижника С.Т. Разина, уничтожен пожаром, но в скором времени отстроен вновь. До 1700 в Н.с.м. была одна деревян. церковь во имя Св. Николая Чудотворца, в 1700 построена деревян. тёплая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. 8 мая 1741 обе церкви сгорели. В том же году отстроена, в 1743 освящена Знаменская церковь, в 1753-54 отстроена и освящена Николаевская церковь с приделом во имя Св. Макария Желтоводского и Унженского, а также построены деревян. колокольня и новые кельи. Земельных владений и угодий при Н.с.м. не было. В 1622 в монастыре находились игуменья и 26 монахинь, в 1731 - игуменья и 30 монахинь, в 1742 - 11 монахинь, в 1764 - игуменья, казначей и 18 монахинь. В 1765 упразднён, церкви превращены в приходские. В 1770-79 на месте ветхой деревян. во имя иконы Божией Матери «Знамение» церкви воздвигнута одноимён. камен. в стиле позднего барокко. Другой деревян. храм простоял до 1795, сгорел во время пожара.
Статья в "Чувашской энциклопедии". Авторы: Н.П. Головченко, А.А. Чибис.

____________________

ЦЕРКОВЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (ЗНАМЕНИЯ) (г. Алатырь, площадь Октябрьской Революции) построена в 1779 на средства прихожан на месте сожжённого войсками Е.И. Пугачёва Старо-Никол. жен. монастыря. В 1814 возведена ярусная колокольня. Планировочная структура церкви построена по канонической схеме «кораблём»: по одной оси восток-запад поставлены последовательно четверик с пятигран. апсидой, трапезная, притвор и колокольня. Храм трёхпрестольный: иконы Божией Матери «Знамение», Св. Николая Чудотворца и Св. апостолов Петра и Павла. Объёмная композиция формируется двухъярус. четвериком, завершённым восьмериком с главкой на гранёном барабане. Восьмерик перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом; трапезная - сомкнутым сводом с небольшим квадрат. плафоном в центре, притвор - коробовым сводом с 2 торцовыми лотками. Фасады оформлены своеобраз. кирпич. декором. Наличники окон восьмерика барочной формы. В четверике и трапезной окон. проёмы оформлены близкими по типу наличниками, но завершёнными треугол. сандриками. Отдельные элементы декора имеют гипертрофированные по пропорциям формы («уши» наличников, подокон. элементы). Колокольня четырёхъярус., квадратная в плане, завершается шпилем. Фасады колокольни богато декорированы элементами классич. зодчества. Первый ярус колокольни акцентирован портиками со спарен. дорическими колоннами.
Образец удачного соединения принципов архитектуры позднего барокко и классицизма. После закрытия церкви в 1940 здание использовалось под размещение вин. завода. В 1988 храм возвращён Чебоксарской и Чуваш. епархии. Выполнен значител. объём ремонтно-реставрацион. работ. Памятник истории и культуры федерал. значения.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Н.И. Муратов.

____________________

КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ основан в г. Алатырь в 1639 монахинями во главе с Елизаветой Летинской, игуменьей Ладинского Подгорского Покровского монастыря, бежавшими от гонений на православную веру из-под г. Прилуцк. До 1668-69 располагался на берегу р. Сура. По указанию царя Алексея Михайловича после пожара перенесён на возвышенность, южнее крепости. В 1690 монастырь полностью выгорел, но вскоре был восстановлен. В 1737 на месте ветхого деревянного храма построена каменная, одноглавая, двухэтаж. Никольская церковь, в 1753 - каменная Вознесен., в 1764 - пятиглавая Покров., в 1836-37 перестроен. в два этажа с пятиглавием, с добавлением престола Димитрия Ростовского. В 1762-67 монастыр. комплекс ограждён каменной стеной с четырьмя угловыми башнями. Монастырь являлся своеобраз. культур., духовным и хозяйствен. центром, пользовался особым вниманием со стороны рус. царей. В 1764 определён в третьеклассный. В 1874 к трапезной Покров. церкви пристроена трёхъярус. колокольня с помещениями для кладовых. Здания церквей являются образцами бароч. архитектуры. 9 июня 1767 монастырь удостоила своим посещением императрица Екатерина II. В 1872 при монастыре открылась богадельня, училище для малолет. девочек-сирот, в 1898 - церковноприходская школа. В 1904 выстроена камен. часовня. Закрыт монастырь в 1919. В совет. период комплекс частично был разрушен, в зданиях размещались склады и жильё. Возвращён Чебоксар. и Чуваш. епархии, действует с 1993. В 2013 в нём проживали 1 игуменья, 3 схимонахини, 26 монахинь, 2 послушницы. Монастыр. комплекс отличается композицион. единством и играет важную роль в формировании историч. центра города.
Статья в "Чувашской энциклопедии". Авторы: Н.П. Головченко, Н.И. Муратов.

____________________

Предтеченский собор

СОБОР ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (г. Алатырь, площадь Октябрьской Революции) построен в 1703 на месте деревян. храма, сгоревшего во время захвата города отрядом повстанцев под предводительством С.Т. Разина. Находится в историч. центре города, на территории быв. крепости. Однопрестол., бесстолпный, пятиглавый храм. Храмовая часть представляет собой высокий двухъярус. четверик, к к-рому примыкают понижен. объёмы алтарной апсиды и трапезной. В 1-й пол. 19 в. к запад. стене трапезной пристроен притвор с 4-колон. портиком. Четверик и трапезная перекрыты коробовыми сводами с лотками. Помещения храмовой части и трапезной сообщаются через широкий арочный проём.
Декор здания характерен для архитектуры стиля барокко. Окна подчёркнуты наличниками с килевид. сандриками. Стены четверика охвачены декоратив. поясом из поребриков, городков (кронштейнов) и ложных закомар. На север. стене четверика видны следы арочного входного проёма, заложенного в 19 в. К юж. стене здания в 19 в. пристроено помещение караулки.
Собор закрыт в 1932, с 1975 в здании размещался город. краевед. музей. В 1999 возвращён Чебоксарской и Чуваш. епархии и используется в качестве приходского храма. Выполнены реставрационно-восстановител. работы. Памятник истории и культуры федерального значения.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Н.И. Муратов.

____________________

СВЯТО-ДУХОВСКАЯ ПУСТЫНЬ возведена как Алатыр. мужской Духов монастырь на берегу р. Сура к Ю от г. Алатырь в нач. 17 в. После секуляризации Рус. церкви монастырь прекратил своё существование, однако по просьбе алатырцев был восстановлен как загород. резиденция настоятелей Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Алатырь на правах С.-Д.п. - нештатного монастыря. В 1830 начали перестраивать деревян. здания пустыни. К 1833 возведён однопрестол. камен. тёплый храм в честь мученика Иоанна Воина и летняя церковь во имя Святого Духа. Одновременно были построены трёхъярус. колокольня, часовня, кельи, двухэтаж. жилой корпус. Пустынь закрыта в 1929, когда в ней оставались 3 монаха, позднее постройки пришли в ветхое состояние и разрушились.
Статья в "Чувашской энциклопедии". Авторы: Н.П. Головченко, В.М. Шишкин.

____________________

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Алатырь основан на берегу р. Алатырь в период правления Ивана Грозного (первое упоминание под 1569/70). В Смуту подвергся разорению и вследствие бедствен. положения в 1615 приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 стал самостоятел. монастырём 3-го класса, в него были переведены монахи из упразднённой Преображенской Старцеугловской пустыни Алатыр. у. С 1612 управлялся строителями-игуменами, в 1765-82 и с 1798 - архимандритами, в 1782-98 - игуменами. В 1630-34 игуменом был церковный писатель С. Азарьин.
До сер. 18 в. все строения монастыря были деревянными. В 1748-54 построены двухэтаж. камен. Троицкая церковь, в 1797-1800 - Сергиевская, в 1-й пол. 19 в. - трёхъярус. колокольня, камен. покои настоятеля, кельи для монахов, братский корпус с трапезной, хозяйствен. постройки и др. Монастырь расширял свои угодья, в т.ч. за счёт захвата земель мордов. крестьян, превратившись в крупного землевладельца. В сер. 18 в. ему принадлежало 8484,5 дес. земли, 1886 дес. сенокосов, более 5,2 тыс. крестьян муж. пола и бобылей в Алатыре, 10 сёлах (Ичиксы, Кладбищи, Кувакино, Мирёнки, Мишуково, Сурский Майдан, Тургаково, Четвертаково, Чуварлей, Явлеи), д. Милютино и др., а также обшир. участки леса, рыб. ловли по р. Сура и во многих озёрах, мельницы и др. Часть доходов шла на содержание обитавших в монастыре отставных офицеров и солдат. После указа о секуляризации (1764) С.-Т.м.м. лишился многих угодий. В 1764 к монастырю были приписаны Казанская Ключевская пустынь (возникла в 1708 близ с. Четвертаково Ардатов. у., находилась под управлением монастыря) и в 1796 - Свято-Духовская пустынь. В нач. 20 в. монастырь владел 516 дес. земли в Алатыр., Ардатов. и Сызран. уездах, получал доходы от ценных бумаг; в нём было 13 монахов и 18 послушников.
С 1738-40 при монастыре действовала приготовительная школа Нижегород. архиерейской славяно-латин. школы, к-рая в 1778 преобразована в низшую духовную школу. Имелись богатая библиотека и архив с книгами и документами 17 - нач. 20 вв., книж. лавка. Глав. святынями являлись чудотвор. иконы Нерукотвор. Спаса и Казан. Божией Матери, мощи схимонаха Вассиана (обретены в 1748, утеряны в 1930-е гг.), над усыпальницей к-рого в 1848-49 построен придел Сергиев. церкви в честь Казан. Богоматери, в 1905 под приделом из усыпальницы устроена пещер. церковь. При пожаре 1906 сгорели все церкви (за исключением пещерной) и постройки монастыря, монахи были временно переселены в Свято-Духовскую пустынь.
В 1919 монастырь закрыт, в 1920 в нём создан концлагерь для принудительных работ. С 1930-х гг. на территории монастыря последовательно размещались тарный цех, гармон., махороч. и лыж. фабрики. В 1995-2000 передан Чебоксар. и Чуваш. епархии. Были проведены восстановител. работы, и обитель обрела историч. облик. Возрождены и построены церкви Казан. Божией Матери (1996), пещерная Серафима Саровского с источником Вассиана (1997), Сергия Радонежского (1998), соборная Живоначальной Троицы с нижним Покровским храмом (2006), апостола Варнавы (2007), архиерейский дом, корпуса с кельями для монахов, трапезная с гостиницей для паломников, хозяйствен. постройки и др. Возведена колокольня высотой 81,6 м. Действуют иконопис. мастерская, книж. лавка, библиотека, к-рая обслуживает и мирян. В 2001 открыт Рождествен. скит (подворье) в 15 км от Алатыря с церковью Рождества Христова (2000). Настоятель монастыря митрополит Варнава, наместник в 1995-2013 - архимандрит Иероним (Шурыгин). В монастыре 38 монахов и 36 послушников (1 января 2009).

Статья в "Чувашской энциклопедии". Авторы: Н.П. Головченко, Ю.В. Гусаров.