Среда, 18.07.2018, 06:06
Приветствую Вас абитуриент | RSS
Вход на сайт
Поиск
Тэги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр Генеалогических Исследований

Чебоксарский Троицкий монастырь

ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах - один из первых монастырей в Чувашии. Основан в 1566 по указу царя Ивана IV Грозного в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1566-1764 монастырь являлся владельцем крупной вотчины в Чебоксар. у., на территории к-рой основал 6 деревень, впоследствии вошедших в пределы Чебоксар, - Набережную, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовку, Завражную. По данным на 1746, в них проживало 612 крестьян муж. пола, в состав вотчины входили 801,5 дес. пашни, 184 дес. сенокоса, 2,5 дес. леса, рыбные ловли на р. Волга. В 1764 в результате секуляризацион. реформы Екатерины II обитель причислена к 3-му классу штатных монастырей, все земли и крестьяне переданы государству, вместо них назначалось штатное жалованье в размере 950 руб. в год. В кон. 18 - 19 вв. монастырь получил от правительства в Козьмодемьян. у. мельницу и рыболовные озёра, в Чебоксар. и Цивил. у. - пашню, луга, участок леса общей площадью ок. 314,5 дес., к-рые часто сдавались в аренду. В 1789 и 1838 к монастырю приписаны 2 чебоксар. пустыни - Владимирско-Сретенская и Спасо-Геронтьевская.
Вскоре после основания монастыря была построена деревян. соборная церковь во имя Святой Троицы, в 1669 сооружён храм в честь апостолов Петра и Павла, но к 18 в. он не сохранился. При поддержке чебоксар. купечества на территории обители в 18 в. возведены каменные ограда и кельи, церкви перестроены в каменные. В описи от 1763 упоминаются 4 камен. храма: Троицкий, Толгской иконы Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позднее Петропавловский храм за ветхостью был разобран. Первоначал. композиция архитектур. ансамбля, отличающаяся живопис. и компакт. планировкой, в основном сохранилась. Композицион. центром монастыр. комплекса является монументал. Собор Троицкий (1748). Старейший храм - Церковь Толгской иконы Божией Матери (1713). Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Оригинальна архитектура однопрестольной надвратной Церкви великомученика Феодора Стратилата (1759). С юго-восточ. стороны к церкви примыкает двухэтаж. братский корпус, построенный одновременно с храмом. Основной доминантой комплекса является надвратная шатровая колокольня, построенная в 1859 по проекту архитектора Петонди, снесена в 1928, восстановлена в 1995. В монастыр. комплекс входят также часовня в честь Николая Чудотворца, здание братских келий и настоятел. покои. Возведённые в сер. 18 в. настоятел. покои сохранили первоначал. декор и планировку. Здесь заметно влияние общеевроп. барокко (оконные проёмы обработаны плоским ленточ. обрамлением с замковым камнем), прослеживаются и традиции рус. барокко (восьмиугол. окно второго света над входом). Монастырь обнесён камен. стеной с 4 угловыми башнями. Под управлением монастыря также находились 2 камен. церкви, ранее принадлежавшие пустыням: Владимирской Божией Матери со Сретенским и Варлаамо-Иосафским приделами, двухэтажная Тихвинско-Богородицкая. В монастыре находилась икона св. Николая, считавшаяся чудотворной. В нач. 20 в. действовала церковноприходская школа, в к-рой обучалось 73 ученика.
Численность братии обители в 1767 составляла 10 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха); в 1830 - 10 чел. (1 архимандрит, 2 иеромонаха, 2 вдовых священника и 1 вдовый диакон, 1 монах, 3 послушника), в 1913 - 22 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 12 послушников).
После Октябрьской революции 1917 вся земельная собственность монастыря была конфискована. В 1922 братия и прихожане объявили о преобразовании обители в «Религиозное общество ревнителей вселенского православия». По постановлению президиума Исполкома област. совета рабочих, крестьян. и солдат. депутатов ЧАО от 29 октября 1924 в ноябре того же года монастырь закрыт. В 1920-30 камен. архитектур. комплекс обители (в т. ч. и церкви) подвергался разрушению. В 1928 в северо-запад. части территории монастыря построен Дом крестьянина, к-рый с началом коллективизации переименован в Дом колхозника, затем - в гостиницу «Турист». Постановлением Совета Министров Чуваш. АССР от 20 декабря 1946 «Об охране памятников архитектуры» здания монастыря объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. До 1980-х гг. в кельях, в пристрое церкви Великомученика Феодора Стратилата, в настоятел. покоях располагались жилые помещения, в 1979 здания переданы област. совету по туризму, в 1980-х гг. - Мин-ву культуры Чуваш. АССР. В 1992 комплекс передан Чебоксарской и Чувашской епархии, и в 1993 началось восстановление монастыря, в 1994 совершена первая служба. К 1997 монастырь полностью восстановлен и вновь стал одним из православных центров Чувашии. Обители принадлежат 2 подворья: в с. Малое Чурашево Ядрин. р-на, в с. Большой Сундырь Моргауш. р-на, к к-рым приписаны храмы. В 1995 здание быв. Дома крестьянина передано под Чебоксарское епархиальное православное духовное училище. С 2004 при обители действует воскресная школа. В 2013 численность братии составляла 32 чел. (1 наместник-архимандрит, 4 игумена, 9 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 8 монахов, 1 инок, 3 послушника). На территории монастыря расположены памятники истории и культуры федерал. значения: собор Живоначал. Троицы (Троицкий собор), церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Великомученика Феодора Стратилата, братский, игуменский и трапезный корпуса.
В 1996 и 2001 обитель посещал патриарх Алексий II. После восстановления монастырь возглавляли наместники: архимандрит (с 2005 - епископ) Савватий (Антонов) (1993-2009), с декабря 2009 - игумен (с 2011 - архимандрит) Василий (Паскье).

Статья в "Чувашской энциклопедии". Авторы: А.А. Чибис, Н.И. Муратов.
Лит.: Амвросий. История Российской иерархии. Ч. VI. М., 1815; Справочная книга по Казанской епархии. Казань, 1904; Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века. Ч., 1959; Димитриев В.Д., Чибис А.А. Землевладение и хозяйство Чебоксарского Троицкого монастыря во второй половине XVI-XVII вв. Ч., 2005.

СОБОР ТРОИЦКИЙ, Собор Живоначальной Троицы (Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 1а) построен в 1748 на месте разобранного деревянного храма. Монументал. здание, играющее ключевую роль в ансамбле Троицкого мужского монастыря. Представляет собой камен. одноглавый храм, состоящий из централ. двухсветного четверика с куполообраз. покрытием и примыкающей к нему с В апсиды трёхлепесткового типа. С З к храмовой части (четверику) примыкает трапезная. Собор имеет характерное для архитектуры барокко объёмно-планировоч. решение. Декоратив. оформление фасадов отличается от привыч. убранства барочных строений. Вместо широко применяемого карниза с городками или поребриками, поясов кокошников стены собора имеют завершение в виде централ. архивольта, заключающего в себе восьмигран. окно, и расположенных симметрично двух элементов волнообраз. очертаний. Всё это придаёт зданию оригинальность по сравнению с др. памятниками эпохи барокко.
В 1924 монастырь закрыт. Его строения приспосабливались под размещение различ. организаций и учреждений, искажались или разбирались. Были снесены надврат. колокольня, основная часть ограды и башни. Собор был лишён главы, купол. покрытия и декора фасадов. Внутрен. пространство было разделено перекрытием на два этажа.
В 1993 Троиц. муж. монастырь возобновил свою деятельность. Реставрационно-восстановител. работы на монастыр. комплексе и соборе завершены в основном в 1996. Используется в качестве глав. монастыр. храма. Памятник истории и культуры федерального значения.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Н.И. Муратов.

ЦЕРКОВЬ ТОЛГСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 1а) построена в 1713, старейший храм Троицкого мужского монастыря. Церковь одноглавая, кубическая, бесстолпная. Планировоч. структура характерна для рус. культовой архитектуры кон. 17 - нач. 18 вв. С севера примыкает придел Николая Чудотворца, соединённый с пространством трапезной широким арочным проёмом. В арках проёмов установлены металлич. колонны с литыми капителями. Придел служил местом захоронения настоятелей монастыря.
Объёмно-планировоч. решение здания и декор выполнены в традициях архитектуры рус. барокко. Объёмная композиция состоит из высокого четверика церкви и пониженных по отношению к нему объёмов трапезной, придела и апсиды. Внутрен. пространство четверика церкви перекрыто коробовым сводом. Перекрытие трапезной плоское, деревян., оштукатуренное. Фасады четверика закреплены по углам пилястрами и завершаются горизонтал. пояском поребрика, над к-рым расположены декоратив. кокошники килевид. формы. Окна подчёркнуты наличниками с дугообраз. сандриками и ленточ. наличниками с замковым камнем. Крыша четырёхскатная шатровая. Храм увенчан небольшой главкой на высоком глухом барабане. В приделе находится икона Святого Николая Можайского резная 16 в. (деревян. скульптура), представляющая значител. историко-культур. ценность. С 1993 церковь используется по назначению в качестве монастыр. храма. Памятник истории и культуры федерал. значения.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Н.И. Муратов.

ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА (Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 1а) построена в 1759 на месте деревянного храма. Однопрестольная надвратная церковь Троицкого мужского монастыря. Отличается своеобразием объёмно-планировоч. решения. Церковь ярусная, построена по типу восьмерик на четверике, завершается восьмигран. шатром и небольшой шлемовид. главкой на глухом восьмигран. барабане. Четверик двухъярусный. В первом ярусе в арочном проёме находились проезд. ворота. Нижний ярус четверика отделён от второго яруса широким поясом с 2 рядами поребриков. С юго-восточ. стороны к церкви примыкает двухэтаж. хозяйствен. (келейный) корпус, построенный одновременно с храмом. Окна восьмерика подчёркнуты барочными наличниками с гребешковым сандриком. Прямоугол. окна четверика и хозяйствен. корпуса украшены плоскими наличниками с замковым камнем, характерными для архитектуры позднего барокко. Лестница во второй и третий ярусы церкви расположена в толще запад. стены.
В 1924 монастырь закрыт, здание церкви использовалось под размещение водолаз. спасател. станции. Нижняя часть первого яруса в 1978 засыпана на высоту ок. 1,5 м в ходе подготовки зоны затопления Чебоксар. водохранилища. Арочный проём ворот заложен кирпичом и в нём устроено помещение. В 1993 Троиц. муж. монастырь и церковь возобновили свою деятельность. Памятник истории и культуры федерал. значения.

Статья в "Чувашской энциклопедии". Автор: Н.И. Муратов.

ИКОНА СВЯТОГО НИКОЛАЯ МОЖАЙСКОГО РЕЗНАЯ – деревянная скульптура 16 в., близкая к московскому кругу памятников. Известна среди верующих как чудотворная. Представляет собой резную, столпообраз. фигуру св. Николая Чудотворца в рост, расписанную темпер. красками по левкасу. Размеры 167,5х50х33,5 см. Стопы ног, руки с мечом и моделью храма утрачены. Первоначально находилась в Чебоксар. Никольском жен. монастыре, основанном в 16 в. После его упразднения в 1764 перенесена в Троиц. муж. монастырь. С 1924 находилась в Чуваш. республикан. краевед., с 1951 – в Чуваш. художествен. музее. Отреставрирована в реставрацион. центре им. И.Э. Грабаря (Москва, 1978–96), затем возвращена Троиц. монастырю. В 2002 древнее письмо на лике покрыто современ. живописью. Самое раннее упоминание о скульптуре – в рапорте подполковника А.И. Свечина в Сенат в 1765. Верующие приходили к чудотвор. скульптуре за справедливым решением споров как к судье. Среди множества легенд существует объясняющая утрату ног святого. В ней рассказывается о настоятеле монастыря, к-рый, получив указ об изъ­ятии образов, имеющих вид статуи и выпуклое изображение, перенёс скульптуру из церкви в часовню. Однако из-за того, что в дверь она не входила, настоятель распорядился обрубить её нижнюю часть. Приказ был исполнен, но у настоятеля навсегда отнялись ноги. В народе скульптуру часто называли «Никола – пилены ноги». Культ св. Николая постепенно оформлялся всё богаче и торжественней. В праздничные дни совершался крестный ход при большом стечении народа. Для статуи были изготовлены митра, серебряная позолочен. риза и резной киот (конфискованы комиссией по изъятию церков. ценностей в 1922).
Статья и иллюстрация (Резная икона святого Николая Можайского. 16 в.) в "Чувашской энциклопедии". Автор: А.И. Мордвинова.