Воскресенье, 18.11.2018, 02:36
Приветствую Вас абитуриент | RSS
Вход на сайт
Поиск
Тэги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр Генеалогических Исследований

Из истории АТУ 1989 1

Из истории административно-территориального устройства и государственных учреждений дореволюционной и Советской Чувашии - начало (до 1925)

Лит.: Центральный государственный архив Чувашской АССР: Справочник о фондах. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. В.А. Нестерова. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989. - С. 267 - 281 (Приложение 3).

[С. 267] Органы государственной власти и государственного управления, другие учреждения и общественные организации образуются и действуют на любой территории в соответствии с установленной системой ее административно-территориального устройства. Причем административно-территориальное управление непрерывно изменяется и совершенствуется от одного исторического периода к другому. В рамках его изменений соответственно преобразуются и развиваются система учреждений, их сеть и структура, территориальные и отраслевые функции. Знание этого обстоятельства необходимо для правильной организации поиска и выявления любых документальных сведений в государственном архиве.
Вопросы управления территорией Чувашии решались всегда в рамках преобразований административно-территориального устройства как дореволюционной России, так и Советского государства.
1 Дореволюционная Чувашия
Система дореволюционного административно-территориального деления Чувашии сложилась постепенно, начиная со времени вхождения ее в состав Русского государства в 1551 году. На основной территории Чувашии образовалось три уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский. Часть чувашского населения вошла в смежные с ними уезды: Свияжский, Кокшайский, Курмышский, Козьмодемьянский. Юго-западная часть вошла в Алатырский уезд. Управление уездом возглавлял воевода, при котором функционировала съезжая изба. Уезды были разделены на волости, во главе которых ставился выборный сотник из зажиточных представителей местного населения. Уезды управлялись непосредственно из столицы государства Приказом Казанского дворца.
Петровские преобразования административной системы начались с городской реформы 1699 года. В уездных городах были образованы земские избы, ведавшие городами. Позднее, в 1724 году, их сменили городовые магистраты (в 1727 - 1743 годах назывались ратушами), просуществовавшие до 1860-х годов.
В 1708 году, в декабре, уезды Русского государства были сгруппированы в крупные административно-территориальные единицы, названные губерниями. Прямое подчинение воевод уездов центральным учреждениям государства - московским приказам - было упразднено. В числе 8 учрежденных губерний была Казанская, в которую вошли все названные выше уезды. В 1714 году из Казанской губернии выделился Нижегородский уезд в отдельную Нижегородскую губернию, к которой в 1719 году перешли также некоторые другие уезды, в том числе Алатырский, Курмышский и Ядринский (на самом деле, они вошли в Нижегородскую губернию еще в 1714 г., только вскоре она была ликвидирована и восстановлена в 1719 г. в том же составе (Чибис А.А. Алатырский уезд; Курмышский уезд // Чувашская энциклопедия. Т. 1. С. 64; Т. 2. С. 406; Тархов С.А. Историческая эволюция административно-территориального и политического деления России // Регионализация и развитие России: географические процессы и проблемы / Под редакцией А.И. Трейвиша и С.С. Артоболевского. - М., 2001. С. 191 - 213). - Прим. ред. сайта). В 1719 году губернии были разделены на провинции, которые объединили по 2-3 уезда, названные по-новому ди[С. 268]стриктами. Территория Чувашии оказалась разделенной между двумя провинциями двух разных губерний: Алатырской Нижегородской губернии - Алатырский, Ядринский и Курмышский дистрикты, Свияжской Казанской губернии - Козьмодемьянский, Кокшайский, Свияжский, Чебоксарский и Цивильский дистрикты. Провинции возглавлялись воеводами, при которых учреждались провинциальные канцелярии, дистрикты - земскими комиссарами. Разделение на дистрикты не привилось на практике, в связи с чем в 1727 году правительство вернулось к разделению провинций на привычные уезды, управляемые также воеводами. Для ведения делопроизводства в уездах учреждены воеводские канцелярии, сменившие съезжие избы. Сложилась трехзвенная система местного административно-территориального управления: губерния-провинция-уезд. В губернии власть возглавлялась губернатором. При нем существовал распорядительный орган - губернская канцелярия. Приказы - общегосударственные органы управления - указом Петра I от 1717 года были заменены новым видом учреждений - коллегиями, построенными по единому принципу и призванными обеспечить единую систему управления складывавшимся абсолютистским государством.
Задачам упрочения дворянской монархии была подчинена реформа местного самоуправления, начатая «Учреждением для управления губерний Всероссийской империи», изданным 7 ноября 1775 года, и продолженная жалованными грамотами дворянству и городам, объявленными в 1785 году. Реформа усилила роль местного дворянства. Она расширила его участие в формировании и управлении губернскими и уездными учреждениями, провела линию разделения функций между административно-полицейскими и судебными учреждениями с целью разгрузки основных учреждений местного управления от многочисленных функций и повышения их эффективности как органов дворянской власти. Число губерний было увеличено путем разукрупнения, сами губернии стали официально именоваться наместничествами. Во главе их [были] поставлены наместники с наместническими правлениями при них. Одновременно было упразднено прежнее деление губерний на провинции. Уезды стали основной административно-территориальной единицей, на которые разделились наместничества. Уезды именовались также окрýгами (не óкругами! - Прим. ред. сайта).
22 декабря 1779 года [было] открыто Нижегородское наместничество. В связи с этим из состава бывшей Нижегородской губернии [была] выведена Алатырская провинция, объединившая Алатырский, Курмышский и Ядринский уезды, и передана под ведение казанского губернатора (Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ), т. XX, с. 859, 916. - Прим. авт. статьи).
27 декабря 1780 года [было] открыто Симбирское наместничество. С его открытием изменилось положение Алатырской провинции: она была упразднена, а входившие в нее Алатырский и Курмышский уезды, прилегавшие к городу Курмышу части Ядринского и Чебоксарского уездов вошли в границы этого наместничества. В его составе оказалась также южная часть Свияжского уезда, отнесенная к вновь образованному Буинскому уезду. На всей названной территории, переданной из Казанской губернии, было образовано в Симбирском наместничестве три уезда - Алатырский, Курмышский и Буинский (ПСЗ, т. XX, с. 987; т. XXI, с. 20. - Прим. авт. статьи).
[С. 269] 23 декабря 1781 года [было] открыто Казанское наместничество в составе оставшихся от бывшей губернии 13 уездов, в том числе Чебоксарского, Цивильского, Козьмодемьянского, Свияжского, Тетюшского и состоявшего с декабря 1779 года в Казанской губернии Ядринского уездов (ПСЗ, т. XXI, с. 276, 388. - Прим. авт. статьи. При этом изменились и некоторые границы между самими уездами. Так, Богородская волость перешла из Свияжского в Чебоксарский уезд. - Прим. ред. сайта). Наименование новых территориальных образований наместничествами и их низовых территориальных подразделений округами (окрýга) не укоренилось, в практике делопроизводства по-прежнему бытовали и старые названия. В 1797 году наместничества были переименованы в губернии (по указу от 12 декабря 1796 г. (ПСЗ, т. XXIV, с. 229) - Прим. ред. сайта). Восстановлено [было] и наименование уезд (но в документах, особенно церковных, наряду с названием «уезд» продолжало употребляться и слово «окрýга», хотя и все реже со временем. - Прим. ред. сайта). Разделение территории Чувашии между Казанской и Симбирской губерниями и отмеченная сеть их уездов сохранились без существенных изменений до победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Система местного управления по реформе 1775 года выглядела разветвленной, но довольно стройной: в губернии управление возглавлял губернатор с губернским правлением, в уезде - земский исправник (или капитан-исправник) с нижним земским судом, в уездном городе - городничий с городническим правлением, с 1782 года еще управа благочиния. Учреждения суда строились по сословному признаку, в уезде они были представлены уездным судом для дворянства, нижней расправой для крестьянства, городовым магистратом для горожан. Нижние расправы были упразднены сенатским указом от 31 декабря 1796 года, и их функции перешли к уездным судам. Финансами ведали в губернии казенная палата, в уезде - уездное казначейство. Дворянство выдвигало своих представителей во все основные учреждения губернии и уезда, его консолидацию как господствующего класса обеспечивало в губернии губернское дворянское собрание, избиравшее губернского предводителя дворянства, в уезде - уездное дворянское собрание, избиравшее уездного предводителя дворянства.
В связи с ростом городов, их значения как торгово-промышленных центров правительство было вынуждено считаться со стремлением их верхушки к самоуправлению; отделив от уездных учреждений управление и суд для городского населения, правительство также предоставило городской верхушке трибуну для объединения в форме «собрания градского общества», которое получило право избирать органы городского самоуправления, хотя и ограниченные в функциях. Это - общая городская дума во главе с городской головой, мещанские старосты, сохранившиеся до городской реформы 1870 года, и некоторые другие, ведавшие вопросами городского хозяйства, развития торговли и промыслов, охраны сословных привилегий купечества и мещанства.
Царское правительство старалось сочетать с общегосударственной системой те элементы крестьянского самоуправления, которые можно было использовать в собственных финансово-экономических интересах. Проведенная в 1797 году реформа управления государственными и удельными крестьянами не затронула в принципе низшее звено крестьянского управления - волость с выборными органами. В удельной волости избирался сельский приказ, в волости государственных крестьян - волостное правление, которым подчинялись сельские должностные ли[С. 270]ца - старосты, сотские и десятские, сборщики податей. Все их функции сводились по характеру к одному - к исполнению требований царского административно-полицейского аппарата. В губернии крестьянами управляла казенная палата: удельными - образованная при ней экспедиция уделов, государственными - ее хозяйственное отделение. Ввиду разбросанности удельных волостей в разных губерниях экспедиция уделов создавалась одна на несколько губерний. На территории Чувашии удельные волости были в Алатырском, Курмышском и Буинском уездах Симбирской губернии, но они управлялись Казанской удельной экспедицией, и лишь в 1808 году управление ими было перенесено в свой губернский центр - Симбирск. В последующий период губернский орган управления менял свои названия, но управление на месте в лице волостных органов самоуправления сохранилось до 1917 года. Управление государственными крестьянами подверглось пересмотру в 1838 году, когда оно было изъято из ведения казенных палат и передано в специально организованные губернские палаты государственных имуществ с их низовыми органами - окружными правлениями, учрежденными, как правило, на несколько уездов. В том же году в волостях государственных крестьян дополнительно к волостным правлениям была учреждена волостная расправа, получившая после крестьянской реформы новое название - волостной суд. Волостное правление и волостной суд как органы крестьянского волостного самоуправления сохранились до 1917 года.
В 1837 году были осуществлены меры, направленные на усиление полицейского контроля в стране. Усилилась власть губернатора, а в уезде - власть уездного капитана-исправника. Нижний земский суд при нем, учрежденный по реформе 1775 года, превратился в чисто полицейский орган, именовавшийся короче - земским судом. Уезды были разделены на дополнительные полицейско-территориальные единицы - станы, в которых полицейские функции отправлял становой пристав. Разделение на станы облегчило организацию надзора за крестьянами, поэтому оно сохранилось без изменения до 1917 года.
Крестьянская реформа 1861 года, касавшаяся положения частновладельческого крестьянства, в 1866 году была распространена и на государственных крестьян, составлявших основную массу населения Чувашии. При сохранении сложившейся в последней четверти XVIII века системы административно-территориального деления были преобразованы некоторые органы управления.
С 1861 года крестьянские дела в уездах Чувашии стали решать мировые посредники, первоначально введенные для оформления уставных грамот при выходе крестьян из крепостной зависимости, но ставшие органами надзора за крестьянскими учреждениями. Мировых посредников в 1874 году сменило уездное по крестьянским делам присутствие, которое, в свою очередь было заменено в 1889 году земскими начальниками, получившими широкие административно-полицейские полномочия в отношении крестьянских учреждений и крестьян.
Учреждения полиции были организованы на основании «Временных правил об устройстве полиции» от 25 декабря 1862 года. Были упразднены в уезде земский исправник с земским судом, в уездном городе городничий с городническим правлением, а вместо них было учреждено [С. 271] единое полицейское управление во главе с уездным исправником, с подчинением ему становых приставов.
После крестьянской реформы без изменений сохранились дворянские сословные органы: уездное дворянское собрание и уездный предводитель дворянства по-прежнему обеспечивали выдвижение своих представителей на основные посты в аппарате административно-полицейского управления уезда.
Оживлению деятельности складывающегося буржуазного класса в пределах, не затрагивающих позиций дворянской монархии, заинтересованной в его поддержке, служили земская реформа 1864 года и реформа городского самоуправления 1870 года.
По земской реформе в уездах вводилось выборное уездное земское собрание, составленное из выборных гласных от сословий - дворянства, городского и сельского обществ. Собрание проводило ежегодную сессию, на которой для текущей работы избирало уездную земскую управу. За период до 1918 года, когда после революции земство было упразднено, в каждом уезде Чувашии прошло 53 сессии уездного земского собрания.
По городскому положению 1870 года самоуправление в городах было организовано по принципу разделения распорядительных и исполнительных функций, сохранена городская дума как распорядительный орган и образован его исполнительный орган в лице городской управы.
Органы земского и городского самоуправления занимались вопросами хозяйственной жизни уезда и города, строили на средства земского обложения общественные здания, школы, больницы, дороги, организовали противопожарную перестройку населенных пунктов, но ввиду ограниченности прав и средств преуспели в этом весьма мало.
Необходимо указать на то, что объявленные учреждения в уездах Чувашии, как и вообще в стране, вводились постепенно. Так, земские начальники, учрежденные в 1889 году, фактически были введены только в 1891 году.
Пореформенная система органов царской власти в уездах Чувашии просуществовала без коренных изменений вплоть до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Буржуазное Временное правительство опиралось на сложившуюся до февраля 1917 года систему управления, устранив из нее лишь некоторые учреждения, вызывавшие постоянный социальный протест масс своим полицейским террористическим характером как, например, полицейский аппарат. 5 марта 1917 года революционные рабочие Алатыря разгромили уездное полицейское управление и разогнали всю местную полицию. Временное правительство отменило сословные дворянские учреждения и начало введение собственных органов управления. В уездах это были уездные комитеты общественной безопасности во главе с уездными комиссарами, в волостях - волостные комитеты общественной безопасности во главе с волостными комиссарами, в сельских обществах - сельские комиссары. Ход их введения был прерван свержением этого правительства в октябре 1917 года. Например, волостные правления в пределах территории Чувашии не везде были преобразованы в волостные комитеты общественной безопасности, а упразднены только в 1918 году в связи с организацией волостных Советов как местных органов новой Советской власти.
Для органов власти дореволюционной России характерно отсутствие [С. 272] в них, не исключая и местных волостных и сельских, представителей трудящихся, ибо эти органы были созданы эксплуататорскими классами дворянства и буржуазии ради обеспечения их господства. Для них характерно также полное игнорирование нерусских национальностей. В органы власти на территории дореволюционной Чувашии ни царским, ни буржуазным Временным правительством не допускались представители коренной чувашской национальности, они строились без учета фактических национально-территориальных границ.

2 Советская Чувашия
Великая Октябрьская социалистическая революция, свергнув власть помещиков и капиталистов в России, предала слому старый государственный аппарат как орудие угнетения трудящихся, провозгласила власть рабочих и крестьян, создала новые органы власти - Советы рабочих и крестьян, представляющие, по образному выражению В. И. Ленина, новый тип государства - государства диктатуры пролетариата, «способ управления государством без буржуазии и против буржуазии» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 62. - Прим. авт. статьи).
Новый аппарат государственной власти формировался на основе принципа демократического централизма, важным элементом которого является выборность, обеспечивающая широкое участие рабочих и крестьян в организации Советов. Они были повсеместно созданы в конце 1917 - первой половине 1918 годов, так что принятая Пятым Всероссийским съездом Советов в июле 1918 года Конституция РСФСР законодательно зафиксировала принципы организации Советского государства, записав то, «что уже существует на практике» (Там же. Т. 36. С. 499. - Прим. авт. статьи).
По Конституции местные органы Советской власти строились с учетом унаследованного административно-территориального деления: в губернии - губернские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских (первоначально: солдатских) депутатов, в уездах - уездные Советы, в волостях - волостные Советы, в селениях - сельские Советы, в городах - городские Советы. Высшим органом власти Советов стали периодически созываемые съезды Советов, избирающие исполнительные комитеты Советов. В уездах и губерниях исполкомы Советов избирали президиумы.
К началу советского строительства территория Чувашии оставалась разделенной между двумя губерниями: Казанской и Симбирской. В Казанской губернии чуваши компактно проживали в пределах Чебоксарского, Ядринского, Цивильского и частей Козьмодемьянского и Тетюшского уездов. В Симбирской губернии основная масса чувашского населения проживала в Буинском и Курмышском уездах. По данным 1918 года, в Казанской губернии проживало чувашей около 730 тысяч, в Симбирской - 250 тысяч человек.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 года на основной части названной территории была образована в составе РСФСР Чувашская автономная область с центром в г. Чебоксарах. Однако еще до [С. 273] этого на этой территории после революции [был] осуществлен ряд административно-территориальных преобразований на уровне уездов и волостей. Из них следует указать на образование официально не признанного Норусовского уезда, фактически существовавшего в период с 28 марта по 26 июня 1918 года в составе волостей, отделившихся от Ядринского уезда: Аликовской, Асакасинской, Кошлоушевской, Малояушевской, Норусовской, Тойсинской, Чувашско-Сорминской. Затем они вернулись обратно в Ядринский уезд, в котором в составе тех же 7 волостей плюс Убеевской и Чебаевской образовался и существовал с 26 июня по 9 декабря 1918 года Норусовский район.
Значительной перекройке подверглась сеть волостей. Были образованы новые волости: в Чебоксарском уезде - Карамышевская волость из селений Покровской волости 8 февраля 1918 года, в Цивильском уезде - Тобурдановская волость из селений Старотябердинской волости 25 марта 1918 года, в Ядринском уезде - несколько волостей (в том числе Чиганарская. - Прим. ред. сайта). Они продолжали существовать до образования Чувашской АО.
Ряд волостей, возникших в это время, существовал недолго. Яндашевская волость Чебоксарского уезда была выделена из Алымкасинской 4 марта 1918 года и слилась вновь с ней 1 июня 1919 года. Ишаковская волость Козьмодемьянского уезда отделилась от Янгильдинской волости в конце апреля 1919 года, а 20 мая того же года передала свои дела обратно Янгильдинскому волисполкому (в мае 1919 г. была предпринята попытка образовать чувашскую Ишаковскую волость из 15 селений Янгильдинской волости Козьмодемьянского уезда (Чибис А.А. Козьмодемьянский уезд // Чувашская энциклопедия. Т. 2. С. 283). - Прим. ред. сайта). Кошлоушевская волость отделилась от Тойсинской волости Ядринского уезда 17 февраля 1918 года и вновь слилась с ней 28 сентября 1919 года. Селоустьинская волость Ядринского уезда отделилась от Аликовской волости 20 мая 1918 года и слилась вновь с ней 19 ноября 1918 года. 17 февраля 1918 года была образована Чиганарская волость Ядринского уезда из селений Ядринской и Тораевской волостей. Она существовала недолго. 19 сентября 1919 года была образована новая Ленинская волость путем объединения Чиганарской и Слободо-Стрелецкой волостей. В Курмышском уезде Симбирской губернии из одной Курмышской волости в 1918 году было образовано 3 новых: Красночетаевская, Торхановская и Пандиковская. Они [были] образованы 19 марта 1918 года. Атаевская волость Курмышского уезда 31 мая 1918 года разделилась на 2: Атаевскую и Ходаровскую. В Буинском уезде в 1918 году из Тимбаевской волости выделилась Шемалаковская (в составе 9 чувашских селений (Чибис А.А. Буинский уезд // Чувашская энциклопедия. Т. 1. С. 259). - Прим. ред. сайта). В Буинском и Курмышском уездах волости с чувашскими селениями были объединены в районы, которые существовали в составе этих уездов до передачи в образованную в 1920 году ЧАО: Чувашский район в Курмышском и Яльчикский район в Буинском.
По декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 года в состав Чувашской автономной области вошли полностью Чебоксарский, Ядринский, Цивильский уезды. В составе этих уездов ЧАО стала функционировать с 6 июля 1920 года. Руководящим органом области был утвержден временно Революционный комитет ЧАО, образованный на базе аппарата Чебоксарского уисполкома. Первый областной съезд Советов, состоявшийся 7 - 11 ноября 1920 года, избрал постоянный орган управления, сменивший ревком, - Исполнительный комитет Советов Чувашской АО. Уездные и волостные учреждения сохранили свою структуру и перешли под ведение областных учреждений.
[С. 274] В связи с тем, что почти одновременно [была] образована Татарская АССР (декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 27 мая 1920 года), бывшая Казанская губерния 25 июня 1920 года прекратила существование. Ревком Чувашской АО организовал прием уездов и волостей, отнесенных к области декретом от 24 июня 1920 года. К 39 волостям названных 3 уездов (то есть Чебоксарского, Цивильского и Ядринского, которые вошли в состав ЧАО полностью. - Прим. ред. сайта) [были] присоединены: 5 волостей, перечисленных (то есть переданных. - Прим. ред. сайта) из Козьмодемьянского уезда 23 - 26 июля, 6 волостей (Батыревская, Муратовская, Тархановская, Хомбусь-Батыревская, Шамкинская и Шемуршинская, вошедшие в состав Цивильского уезда ЧАО; остальные волости бывшего Буинского уезда были включены в состав Буинского кантона Татарской АССР (Чибис А.А. Буинский уезд // Чувашская энциклопедия. Т. 1. С. 259). - Прим. ред. сайта) - из Буинского уезда 28 июля - 1 августа, 6 волостей - из Курмышского уезда 7 сентября 1920 года. Принятые волости [были] отнесены: к Ядринскому уезду - бывшие Курмышского уезда Алгашинская, Атаевская, Красночетаевская, Пандиковская, Торхановская, Ходаровская; к Чебоксарскому уезду - бывшие Козьмодемьянского уезда Акрамовская, Сюндырская, Татаркасинская, Янгильдинская и Малокарачкинская; к Цивильскому уезду - бывшие Буинского уезда Батыревская, Муратовская, Тархановская, Хомбусь-Батыревская, Шемуршинская и Шамкинская. Малокарачкинская волость с октября 1920 года состояла в Ядринском уезде. Всего в составе Чувашской автономной области стало 3 уезда с 56 волостями. Ее территория достигала 10 тысяч квадратных верст, население - свыше 800 тысяч человек.
После образования Чувашской АО проводилась большая работа по уточнению внешних ее границ.
Декретом Президиума ВЦИК от 22 сентября 1921 года в состав Чувашской АО включаются: из Буинского кантона Татарской АССР - Шемалаковская и Шихирдановская волости, из Тетюшского кантона ТАССР - Новошимкусская, а также большая часть Алькеевской и Большетаябинской волостей. Передача их состоялась 17 - 19 ноября 1921 года. Из селений Алькеевской и Большетаябинской волостей в Чувашской АО сложилась Малояльчиковская волость (все эти четыре новые, принятые из Татарии, волости (Малояльчиковская, Новошимкусская, Шемалаковская и Шихирдановская) вошли в Батыревский (Ибресинский) уезд. - Прим. ред. сайта). Принятые из Буинского кантона два селения Энтугановской (Ишмурзино-Суринск и Убей-Начарово, тогда же, в ноябре 1921 г. (Чибис А.А. Буинский уезд // Чувашская энциклопедия. Т. 1. С. 259). - Прим. ред. сайта) и еще два селения Алькеевской волостей [были] отнесены к Шемалаковской волости. Декретом от 22 сентября [было] законодательно оформлено включение в состав Чувашской АО Батыревской волости, которая не упоминалась в декрете от 24 июня 1920 года, но тогда же по ходатайству Буинского уисполкома фактически была принята областной комиссией. Согласно декрету от 22 сентября, из Чувашской АО в Татарскую АССР перешло 17 селений, состоявших перед тем в Старотябердинской, Новоковалинской, Тобурдановской и Шемуршинской (ошибка - на самом деле, не Шемуршинской, а Кошелеевской. - Прим. ред. сайта) волостях.
Постановлением Президиума ВЦИК от 14 декабря 1922 года из Чувашской АО в состав Марийской АО [были] переданы Помарская и Помьяльская волости. Их передача по акту состоялась 15 января 1923 года. Из Нижегородской губернии 1 июля 1924 года была принята д. Шумерля Языковской волости Сергачского уезда.
Постановлением Президиума ВЦИК от 21 апреля 1925 года из Чувашской АССР в состав Марийской АО [были] перечислены 6 селений Посадско-Сотниковской и 3 общества Чебоксарской волостей Чебоксарского уезда. Передача состоялась 16 июля 1925 года.

окончание статьи