Понедельник, 24.09.2018, 01:12
Приветствую Вас абитуриент | RSS
Вход на сайт
Поиск
Тэги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр Генеалогических Исследований

Нестеров Очерк истории АТУ 4

Нестеров В.А. Очерк истории административно-территориального устройства Чувашской АССР - часть 4

Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917 - 1981 годы / Справочник об административно-территориальном делении. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1981. - С. 11 - 77.

Реформа административного деления
Опыт административно-территориальных изменений, произведенных в прошедшие годы, показал, что простой передачей населенных пунктов из волости в волость и из одного уезда в другой невозможно решить коренным образом задачу улучшения системы административного управления Чувашской АССР. К. примеру, неудовлетворенность слишком большими уездами, да еще с административными центрами на их окраинах, рождала стремление в определенных случаях выработать собственную ведомственную систему районирования. Продовольственный комиссариат Чувашской АО в 1920 – 1921 годах применил свою систему деления области на 8 районов. Их границы были установлены исходя из удобств управления продовольственным делом и не совпадали с уездными. По отраслевым ведомственным схемам было организовано управление народным хозяйством в 1920 – 1925 гг., милицией, разделение на судебные участки. Близко знакомая со сложившимся положением по роду своей деятельности, Административная комиссия ЧАО еще в 1921 г. констатировала, что административное деление области далеко не обеспечивает повышение оперативности органов управления. Она отмечала, что не осталось ни одного более или менее крупного населенного пункта, где бы не было того или иного районного управления. «Такое дробление, – докладывала комиссия облисполкому 30 января 1921 г., – окончательно распылило и так немногочисленные кадры работников, окончательно нарушило контакты между учреждениями, развилась невозможная бумажная волокита, сбило с толку население и оно не знает, куда и к кому обратиться»[125].
Административная комиссия разработала ряд предложений по усовершенствованию системы административного деления. К январю 1921 г. она подготовила проект административно-территориальной реформы, которым предусматривалось разделение ЧАО на 9 районов вместо существовавших тогда 3 уездов. Проект оказался схематичным и слишком общим, не включал мер по усовершенствованию сети волостей и сельсоветов, почему и не был поддержан центральными учреждениями РСФСР в пред-
__________
124 СУ РСФСР, 1926, № 57, ст. 441; ф. 611, оп. 1, д. 137, л. 106.
125 Ф. 22, оп. 1, д. 128, лл. 13 – 14.

[С. 44] -ставленном виде[126]. Однако в ходе этой работы был достигнут положительный результат в деле уточнения уездно-волостной сети области. Президиум ВЦИК постановлением от 20 февраля 1922 г. утвердил уточненную сеть административно-территориального деления Чувашской АО: 4 уезда (Батыревский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский) и 61 волость[127].
Вопросами административного деления в масштабе всей РСФСР занималась Административная комиссия ВЦИК. На нее была возложена задача не допускать бессистемных преобразований и роста управленческих расходов на местах, для чего объединить в общероссийском масштабе подготовку и проведение в жизнь проектов административных реформ. Во имя этой задачи Президиум ВЦИК требовал от местных органов Советской власти и их административных комиссий «без Административной комиссии Президиума ВЦИК впредь таковых изменений не производить»[128]. Вопросы нового районирования предлагалось решать без спешки, изучив их предварительно в теоретическом плане. Так, например, Административная комиссия ВЦИК трижды возвращала Административной комиссии ЧАО проекты общего районирования области как недостаточно продуманные: от сентября 1923 г. – намечалось 19 районов; от апреля 1924 г. – 20 районов; от июля 1924 г. – уточненный, 20 районов[129].
Развертывание социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства страны в соответствии с директивами XIV и XV съездов ВКП(б) поставило перед государственными органами вопрос об ускорении подготовки административной реформы и проведении районирования, максимально учитывающего задачи социалистического строительства в СССР. «С целью наиболее полного охвата плановым руководством народнохозяйственной жизни страны, – записано в резолюции XV съезда, – съезд считает необходимым в течение предстоящего пятилетия окончить районирование всей страны»[130]. Постановка вопроса в общесоюзном масштабе ускорила работу по районированию на местах. Указание съезда внесло полную ясность в вопрос об основном принципе районирования – необходимости тесного увязывания административного районирования с задачами развития экономики и экономическим районированием.
Как и в целом по стране, реформа в Чувашской АССР предусматривала удешевление, упрощение и повышение оператив-
__________
126 Ф. 125, оп. 1, д. 6, лл. 12, 15.
127 СУ РСФСР, 1922, № 18, ст. 201.
128 СУ РСФСР, 1923, № 41, ст. 448; ф. 238, оп. 1, д. 636, л. 14об., 43; ф. 244, оп. 1, д. 170, л. 63об.
129 Ф. 22, оп. 1, д. 305, лл. 1, 3, 9; ф. 194, оп. 12, д. 188, л. 2.
130 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК». Изд. 8-е, т. 4, с. 46.

[С. 45] -ности административного управления путем сокращения числа звеньев административного аппарата и расходов на его содержание. Партийные и советские органы республики были единодушны в том, что сложившаяся структура административного управления не отвечает задачам приближения руководства к массам и поэтому необходима ее коренная перестройка. Состоявшиеся в марте 1927 г. объединенный пленум Чувашского обкома и областной контрольной комиссии ВКП(б) и Второй съезд Советов Чувашской АССР, рассмотрев данный вопрос, решили упразднить уезды и волости, ввести вместо них одно звено – кантон – и тем самым перейти от четырехзвенной системы административно-территориального деления (республика – уезд – волость – сельсовет) к трехзвенной (республика – кантон – сельсовет). В связи с этим орган управления низовым звеном – сельский Совет – получал новое качество: его права значительно расширялись, планировалось укрупнение сельсоветов. Осуществить районирование было намечено к началу бюджетного года – к 1 октября 1927 года[131].
Проведение административной реформы в Чувашской АССР приняло характер важнейшей политической кампании, нацеленной на подъем политической активности трудящихся и широкое вовлечение их в решение вопросов государственного управления. Партийные и советские органы на местах ставили проект реформы на обсуждение каждого селения и трудового коллектива. Для организации обсуждения в уезды и волости выезжали ответственные работники Чувашского обкома партии и ЦИК республики. Как же прошла подготовка реформы?
В мае 1927 г. Административная комиссия ЦИК ЧАССР закончила подготовку проекта. 24 мая по представлению ЦИК его рассмотрело бюро Чувашского обкома ВКП(б). Одобрив проект, бюро предложило согласовать его с населением. Дальнейшая подготовительная работа была сосредоточена в Административной комиссии. В июне – июле 1927 г. по всей республике прошли многочисленные собрания трудящихся, одобрившие намеченную реформу. Итоги обсуждения подвела сессия ЦИК Чувашской АССР, состоявшаяся 21 – 23 июля. Сессия признала подготовку реформы законченной и утвердила окончательный проект нового административного деления республики на 17 кантонов вместо уездов и волостей[132].
Первый акт реформы – принятие объединенным заседанием
__________
131 Г. П. Павлов. Партийное руководство проведением административно-территориальной реформы в Чувашии в 1927 году. – «Труды» Научно-исследовательского института ЯЛИЭ при Совете Министров Чувашской АССР, вып. 73. Чебоксары, 1977, с. 130.
132 Там же, с. 131; ф. 202, оп. 2, д. 451, л. 2; ф. 244, оп. 5, д. 272, лл. 1 – 4, 73.

[С. 46] Президиума ЦИК и СНК Чувашской АССР 1 августа 1927 г. постановления «О районировании Чувашской АССР». Постановление с ходатайством о его утверждении было послано Президиуму ВЦИК. Последний при рассмотрении ходатайства к изучению проекта привлек коллегии ряда Народных комиссариатов РСФСР. Одобрив его, они высказались за наименование новых административных единиц районами, а не кантонами, в соответствии с утвердившейся в большинстве областей практикой. Тем временем предварительно рассмотрела ходатайство Чувашской АССР Административная комиссия ВЦИК, которая 23 августа ЦИКу ЧАССР дала согласие на приступ к районированию. Было также разрешено укрупнение сельсоветов с тем, чтобы с 1 октября 1927 г. перейти на новое административное деление – районы и укрупненные сельсоветы. Получив это сообщение, Президиум ЦИК Чувашской АССР 1 сентября 1927 г. по согласованию с Чувашским обкомом партии утвердил районные организационные комиссии, на которые была возложена работа по фактической организации районов и в первую очередь созыв первых районных съездов, намеченных на 1 октября 1927 г.[133]
Президиум ВЦИК рассмотрел ходатайство Чувашской АССР 5 сентября 1927 г. и одобрил проект реформы ее административного деления, представленный через Административную комиссию ВЦИК. Постановлением Президиума ВЦИК «О районировании Чувашской АССР», принятым в этот день, на ее территории упразднялись уезды и волости, а вместо них вводилась единая территориальная единица – район. Во всех уездах, кроме Алатырского, было разрешено произвести сокращение сети сельсоветов под контролем Административной комиссии ВЦИК. Были утверждены следующие районы: Алатырский, Аликовский, Большебатыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красночетаевский, Мариинско-Посадский, Малояльчиковский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский. Следовательно, вместо существовавших к тому времени 5 уездов и 53 волостей вводилась единая сеть из 17 районов. 12 сентября 1927 г. Президиум ВЦИК утвердил порядок проведения выборов на районные съезды Советов и состав образуемых исполкомов районных Советов[134].
Реализуя директивы ВЦИК, 15 сентября 1927 г. ЦИК и СНК Чувашской АССР приняли два собственных постановления: «О переходе на новое административное деление Чувашской АССР» и «Об укрупнении сельских Советов в Чувашской АССР». Первым из них был утвержден порядок перехода и график проведе-
__________
133 Ф. 202, оп. 1, д. 469, лл. 302, 334; оп. 2, д. 451, лл. 117, 122об.
134 СУ РСФСР, 1927, № 94, ст. 623; там же, № 96, ст. 636.

[С. 47] -ния выборов новых советских органов. Вторым постановлением была утверждена новая сеть сельсоветов. Эту сеть Административная комиссия ВЦИК утвердила 27 сентября. Выборы новых укрупненных сельских Советов повсеместно состоялись 24 – 27 сентября, а 1 октября прошли первые районные съезды Советов, которые сформировали руководящие районные учреждения. С образованием исполнительных комитетов районных Советов прекратили существование уисполкомы и волисполкомы[135].
После образования районов в порядке уточнения были внесены в их границы некоторые изменения. Постановлением Президиума ВЦИК от 22 октября 1928 г. из района в район было перечислено 14 селений. Фактическое их перечисление состоялось в период с 1 ноября 1928 г. по 2 января 1929 года[136].
Касаясь значения административной реформы 1927 г., необходимо особо остановиться на разрешении ею вопроса о роли и месте сельских Советов в системе административного управления Чувашской АССР.
Сельские Советы образовались в первые месяцы Советской власти как ее низовые органы, непосредственно работающие с массами трудящихся. Первой Советской Конституцией – Конституцией РСФСР 1918 года – им были предоставлены определенные права в решении вопросов местной жизни[137]. В целях обеспечения тесной связи с избравшим населением и активного его участия в советской работе были предусмотрены частые периодические отчеты сельских Советов перед своими избирателями и их перевыборы через каждые три месяца. Сельский Совет избирался в каждом селении, насчитывавшем не менее трехсот жителей, по норме представительства один депутат на каждые сто человек населения. Как показала практика, малый штат (нередко в малых селениях сельский Совет состоял из трех лиц: председателя, секретаря и одного рядового члена) и частая сменяемость состава (каждые три месяца) фактически ограничивали организационную работу сельских Советов. Вопрос об оживлении их работы постоянно обсуждался партийными и вышестоящими советскими органами. В октябре 1921 г. ВЦИК решил продлить срок полномочий сельского Совета до 6 месяцев, а в октябре 1924 г. установил один год[138]. В некоторых автономных республиках было расширено представительство населения в сельских Советах. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 11 января 1926 г. по Чувашской АССР была установлена норма один депутат на 25 человек
__________
135 «Канаш», 25 октября 1927 г.; ф. 202, оп. 1, д. 249, л. 352.
136 СУ РСФСР, 1928, № 131, ст. 854.
137 СУ РСФСР, 1918, № 51, ст. 582.
138 СУ РСФСР, 1921, № 11, ст. 72; № 72, ст. 592; СУ РСФСР, 1924, № 82, ст. 827.

[С. 48] населения[139]. Встал вопрос об укрупнении сельсоветов, но недостаток на местах подготовленных кадров заставил временно воздержаться от этого. Достаточно привести один пример: в итоге выборов, проведенных в марте-апреле 1925 г., во все сельские Советы было избрано свыше 7 тысяч депутатов, из которых около 90% имело только низшее образование или было малограмотно, а 8% было неграмотно. Из 1079 председателей сельских Советов было 15 неграмотных[140].
Неустойчивой была сеть сельсоветов. Вопрос о реорганизации существующего и образовании нового сельсовета часто решался сельским собранием по своему усмотрению. Обычно это происходило при очередных выборах сельских Советов. Вот что, например, сообщил 8 августа 1925 г. исполкому ЧАССР Чебоксарский уисполком: «По Чебоксарскому уезду до 1920 г. сельсоветы были в каждом селении (498 сельсоветов. – В. Н.). В 1920 г. произведено укрупнение сельсоветов из расчета не менее 400 жителей в сельсовете, количество их до 1925 г. достигло 285. При последних перевыборах количество сельсоветов увеличено до 296». В июне 1926 г. в Чебоксарском уезде насчитывалось уже 313 сельсоветов, хотя численность селений в нем за прошедший год осталась без изменений[141]. Всего на начало 1927 г. в Чувашской АССР насчитывалось 1907 селений (а со всеми хуторами и кордонами – 2491), которые обслуживало 1167 сельских Советов. В Чебоксарском, Ядринском и Цивильском уездах, в которых преобладали селения средней и малой численности, в среднем на 5 населенных пунктов приходилось 3 сельсовета, а в Батыревском – уезде с крупными селениями – в каждом был свой сельский Совет[142]. В Алатырском уезде незадолго до вхождения в состав ЧАССР было проведено укрупнение сельсоветов (42 сельсовета на 113 селений трех волостей), а в феврале 1927 г. была введена сеть разукрупненных сельсоветов – их стало 61.
Учитывая реальное положение, в ходе реформы 1927 г. было решено оставить без изменений сеть сельсоветов в районах, унаследовавших территорию Алатырского уезда. В других районах было проведено сплошное укрупнение сельсоветов. Их число по сети, утвержденной Административной комиссией ВЦИК 27 сентября 1927 г., уменьшилось с 1167 бывших до 812 новых[143].
Утвержденная сеть не оказалась окончательной. После опубликования в местной печати потребовалось внести ряд исправлений. Вместе с тем было продолжено дальнейшее укрупнение, ко-
__________
139 СУ РСФСР, 1926, № 5, ст. 29.
140 Ф. 202, оп. 2, д. 7, лл. 50 – 51.
141 Ф. 22, оп. 1, д. 86, л. 114; ф. 202, оп. 1, д. 230, л. 3; там же, оп. 2, д. 142, лл. 5, 5об.
142 Ф. 202, оп. 2, д. 454, лл. 63, 200.
143 Ф. 202, оп. 2, д. 451, л. 304.

[С. 49] -торое было утверждено постановлениями Президиума ЦИК Чувашской АССР от 11 августа 1928 и 4 января 1929 годов[144]. Это укрупнение Президиум ВЦИК разрешил постановлением от 22 октября 1928 г.[145] В итоге общее число сельсоветов уменьшилось по республике до 620. Эта сеть сельсоветов оказалась стабильной и сохранилась без коренных изменений до 1954 года.
Проведение административной реформы в Чувашской АССР совпало с принятием постановления ВЦИК от 26 сентября 1927 г. о внесении изменений в Положение о сельских Советах. Оно значительно расширило права их в решении не только местных административных, но также хозяйственных и социальных вопросов[146]. Образование крупных сельских Советов при одновременном расширении их прав усилило их влияние на жизнь села. Это имело важное значение в период усиления борьбы за социалистическое преобразование деревни, в особенности учитывая, что завершение реформы в Чувашской АССР совпало с началом социалистической индустриализации республики и предшествовало переходу к сплошной коллективизации сельского хозяйства. Учитывая возрастающую роль сельских Советов, Президиум ЦИК Чувашской АССР постановлением от 13 января 1927 г. разрешил организацию исполнительных комитетов в сельских Советах крупных населенных пунктов (свыше 1 тыс. жителей), а постановлением от 6 декабря 1928 г. обязал все сельские Советы республики образовать сельские исполнительные комитеты Советов[147].

часть 1, часть 2, часть 3, часть 5, часть 6, часть 7